Гуманитарий или технарь: кто ты будешь такой?

  • Автор:


Не упрощайте

Но для
начала немного занудства. Многие уверены, что главное отличие между
гуманитарием и технарем в том, что первый не может стать вторым, а вот второй
первым – запросто. Это, конечно, не так. Надо рассказывать почему? В
первую очередь потому, что для каждой стези нужны определенные
способности – чтобы написать хорошую рецензию на спектакль, недостаточно
знать буквы и любить театр, а чтобы преподавать философию в школе, мало
прочесть Ницше, нужен определенный характер. А он, кстати, тоже влияет на то, к
какой категории можно отнести того или иного человека.

Впрочем, и это упрощение. Людей можно делить на типы очень условно, даже если это касается такой, казалось бы, простой вещи, как градация гуманитарий/технарь. Как правило, у среднестатистического человека есть способности и к тому, и к другому, хотя часто в разной степени. Но главное, школьные оценки, вопреки расхожему мнению, очень мало говорят об истинных способностях.

Во-первых, потому, что в детском возрасте открываются вовсе не все из них. Склонность к логическому мышлению может «прорезаться», к примеру, лишь к двадцати годам, хотя это и крайность. До девяти лет мышление почти всех детей наглядно-образное, склонность к анализу начинает проявляться лишь после этого возраста – вероятно, по этой причине большинство детей в начальной школе испытывают сложности с арифметикой (обычно наклонности ребенка более-менее формируются в средней школе – к 10–13 годам, именно поэтому в большинстве учебных заведений все специальные предметы начинаются с этого возраста).

А во-вторых, любовь к
тому или иному уроку часто формирует талант учителя. Причем может играть в этом
решающую роль. Хороший педагог способен разбудить в ученике способности, о
которых он даже не подозревал. И наоборот, отбить интерес к любимому предмету
навсегда.

Кроме того, вешая на
ребенка ярлык «гуманитарий/технарь» только на основании школьных оценок,
родители, сами того не подозревая, оказывают на него давление. Чуткий ребенок
внутренне решает: «дело ясное: я гуманитарий», и даже не пытается
«сопротивляться», идя по накатанной дорожке и обнаруживая в сорок лет, что всю
жизнь занимался не тем.

А еще нередко бывает так,
что ребенка интересуют одни предметы, а способности он проявляет к другим. И
занятие тем, что у него действительно получается, не вызывает у него никакого
энтузиазма. В этом случае есть смысл задуматься над причиной. Не повезло с
учителем? А может быть, он не в курсе, что есть множество специальностей,
которые тоже входят в сферу его способностей?..

Все такие разные

И все-таки определить,
каких наклонностей у нас больше, а каких меньше, можно. Для этого существуют
специальные тесты. Не те развлекательные, которыми забит Интернет, а сложные, с
множеством разноплановых вопросов. Именно они способны показать, какую сферу
стоит выбирать для будущей профессии. Хотя их тоже нельзя назвать истиной в
последней инстанции. Все по той же причине – чистых гуманитариев и
технарей в природе примерно один-два на целую сотню. Да и итоги таких тестов
часто носят вполне обобщенный характер. А ведь даже если человек стопроцентно
является гуманитарием, это не означает, что он в равной степени сможет
работать, например, литературным критиком, переводчиком, психологом или
юристом. Все эти профессии хотя и относятся к гуманитарным, совершенно разные,
и для того чтобы реализовать себя в них, нужны не только определенные
способности, но и разный характер, и даже темперамент!

То же самое с технарем.
Любая деятельность человека опирается на целый комплекс способностей.
Математические таланты, конечно, нужны для инженера, но не менее важны
пространственный интеллект и высокий уровень внимания. Да и сами математические
способности опираются на целый ряд других – аналитические, комбинаторные,
арифметические. Есть множество взрослых людей, которые реально с трудом
складывают в уме простые арифметические примеры, но при этом отлично решают
задачи по высшей математике и геометрии.

Так что помимо тестов,
как ни странно, хорошо бы уметь следовать своей интуиции и, конечно, наблюдать.
Если вы родитель – за ребенком, если еще пока не определившийся
взрослый – за собой. Очень редко встречаются и «чистые» типажи. Итак…

Гуманитарий или технарь?

Гуманитарии любят
общаться. И не просто общаться: они прекрасные ораторы. У вас, конечно, был
знакомый, который, ничего не зная, прекрасно отвечал на экзамене. Так вот, в
этот момент за него отвечал его внутренний гуманитарий. Такие люди могут
поддержать беседу с любым или почти любым человеком, они умеют находить подход
к людям, потому что, как правило, не так резки и прямолинейны, а главное, не
так уверены в своей правоте, как это часто бывает с людьми с техническим
складом ума. Гуманитарии признают несовершенство своих мыслей, часто
сомневаются относительно своего видения ситуации и признают зависимость от
обстоятельств извне.

Гуманитариев интересует
внутренний мир человека, технарей – внешний или придуманный ими
абстрактный мир цифр. Первые, как правило, более эмоциональны по сравнению со
вторыми. Они ранимы, у них лучше развито образное мышление, им лучше дается
изучение языков, они часто любят писать сочинения и даже стихи. Зачастую
гуманитарии менее амбициозны и довольствуются малым и, имея огромный багаж
знаний, готовы работать за копейки – педагогом, архивариусом или
библиотекарем.

А кто же такой
человек-технарь? По сути, его можно назвать некой противоположностью описанному
типу. Он малообщителен (иногда крайне), целеустремлен, настойчив, амбициозен,
энергичен и уверен в себе (или даже самоуверен). Знает себе цену и не готов
работать за низкую зарплату. Его мышление отличается четкостью, логикой,
последовательностью и высокой скоростью.  

Впрочем, снова оговоримся: весь комплекс этих черт может быть присущ только ярко выраженному гуманитарию или технарю, подавляющее же большинство людей относится к смешанным типам.

Естественно-научный тип

Или, как его еще
называют, «естественник». Такие люди проявляют большой интерес к наукам,
которые нельзя назвать ни гуманитарными, ни точными: биология, палеонтология,
антропология, археология, химия, география и т. д. Они страстно обожают
что-то исследовать, за чем-то наблюдать и способны делать это годами. Устойчивы
к «нудной работе», внимательны. Основной вопрос, который задают себе
естественники: как устроен мир (или его составляющие)?

Именно эти люди в детстве
мучают взрослых вопросами о том, почему деревья качаются, а луна –
круглая. Ярко выраженного гуманитария, к примеру, могут не волновать подобные
темы, и он будет задавать меньше вопросов об устройстве мира.

Тем не менее
естественно-научный тип, как правило, тоже не бывает «чистым» – бОльшая
часть людей делится либо на естественно-гуманитарный тип, либо на естественно-технический.
А ведь еще бывают так называемые «творцы», хотя их редко выделяют в отдельную
категорию, относя к гуманитариям. Это художники, дизайнеры, актеры, модельеры и
прочие профессии искусства.

Системы способностей

Логическо-математические.
И здесь опять же важны не оценки в школе, а прежде всего способность к
последовательному мышлению, обобщению, умение оперировать системой символов,
легко переходить от прямого к обратному ходу мыслей. Из таких людей получаются
отличные математики, исследователи в различных дисциплинах и даже философы.

Пространственные. Такие люди видят мир в образах и способны сами их создавать. Это будущие чертежники, инженеры, художники и дизайнеры.

Социальные. Главная стезя таких людей – общение. Они очень хорошо чувствуют другого человека, понимают его состояние. Одарены так называемым «социальным интеллектом» – из них выходят отличные учителя, политики и продавцы.

Оценивающие. Эти люди тоже отлично разбираются в психологии и прежде всего умеют оценивать характерные черты личности, точно улавливая мотивы того или иного поведения. У них отлично развита рефлексивность. Из таких людей выходят хорошие психологи, врачи, социальные работники и юристы.

Кинестетические. Интеллект кинестетика присущ тем, кто работает в движении, находя в этом и удовольствие, и смысл жизни. Это прежде всего спортсмены, танцоры, а еще очень часто хирурги.

Лингвистические. С этим понятно: такие люди обладают лингвистическими способностями и творческим воображением: поэты, писатели, переводчики, историки.

Музыкальные. Этим людям присуще чувство ритма, размера, тона и интонации – они не слышат, а чувствуют музыку. Профессия – музыкант.

И снова дотошные
психологи говорят, что ни один из этих типов интеллекта не существует по
отдельности. Все они смешаны между собой, правда, часто в определенных
комбинациях. Их можно выделить так: интеллектуалы-аналитики, художественно
одаренные, лидеры и организаторы, психомоторно одаренные и способные к
специфическому обучению (например, к литературе или музыке).

Закладка

Скопировать ссылку

Печать

(Понравилась новость — поделитесь в соцсетях!?)

Понравился сайт или статья? Поделитесь с друзьями:))

Похожие записи:

  • Нет похожих записей

О сайте

Ежедневный информационный сайт последних и актуальных новостей.

Комментарии

Посетители

Понравилась публикация?Отлично, поделитесь с друзьями :)