Во время инцидента на трибуне ЦС…

На фанатской трибуне стад…

Во Франции заявили об отсутствии…

Полного закрытия границ в…

Эрмитаж потребовал вернуть почти…

Администрация Эрмитажа по…

Космическая ступень, или Зачем н…

Чисто космическая констру…

Песков заявил, что упреки в адре…

Москва, 28 ноября - АиФ-М…

Медики объяснили, как Covid-19 вызывает потерю слуха

Многие пациенты, зараженные коронавирусом, жаловались на проблемы со слухом, звон в ушах, головокружения и нарушения равновесия. Все это свидетельствует о том, что SARS-CoV-2 может инфицировать внутреннее ухо.

Не секрет, что вирусные инфекции — частая причина потери слуха, а также головокружений и нарушений равновесия, то есть вестибулярной дисфункции. К таким проблемам могут приводить герпесвирусы, парамиксовирусы, полиомиелит, гепатит, ВИЧ, краснуха и грипп: они повреждают внутреннее ухо, включая кортиевый орган и преддверно-улитковый нерв, вызывают иммуно-опосредованное повреждение и воспаление, включая нейровоспаление. Помимо этого, вирусы способны инфицировать среднее ухо и провоцировать кондуктивную тугоухость из-за накопления выпота — экссудативной жидкости. Хотя коронавирусы тоже считают причиной инфекций среднего уха, их роль в этом до сих пор систематически не изучали.

Среди основных симптомов и последствий Covid-19 — потеря обоняния (аносмия) и утрата вкусовой чувствительности (агевзия). С недавних пор больные упоминали и потерю слуха, однако такие сообщения основывались на их собственных наблюдениях. Авторы нового исследования — отоларингологи из Медицинской школы Стэнфордского университета в Калифорнии и Гарвардской медицинской школы в Бостоне (США) — представили самое полное на сегодня описание слуховых и вестибулярных нарушений, вызванных заражением коронавирусом SARS-CoV-2, как в момент болезни, так и два-четыре месяца спустя. Их работа опубликована в журнале Communications Medicine.

«Чтобы выяснить, можно ли объяснять подобные симптомы прямым инфицированием слуховой системы и вестибулярного аппарата, мы изучили экспрессию генов и белков, связанных с проникновением SARS-CoV-2 в ткани внутреннего уха человека и мыши. А чтобы понять патогенез аудиовестибулярных симптомов Covid-19, мы извлекли отические просенсорные клетки (предшественники волосковых клеток, рецепторов слуховой системы и вестибулярного аппарата у позвоночных. — Прим. ред.) и предшественников шванновских клеток (находятся в тесной связи с аксонами. — Прим. ред.)», — пишут ученые. Всего им удалось собрать шесть образцов свежей ткани внутреннего уха, полученных во время лабиринтэктомии и транслабиринтной резекции вестибулярной шванномы.

Как выяснилось, волосковые и шванновские клетки экспрессируют белки, необходимые для проникновения SARS-CoV-2, в том числе рецептор ACE2, выстилающий поверхность клеток, а также фурин и трансмембранную протеазу серин 2 (TMPRSS2), помогающие патогену связываться с клеткой-хозяином. Именно волосковые и — в меньшей степени — шванновские клетки оказались подвержены инфекции. Другие типы не были восприимчивы к вирусу.

Затем результаты опытов с клеточными моделями и тканями сравнивали с данными наблюдений шести мужчин и четырех женщин в возрасте 22-72 лет, у которых в течение трех недель после диагноза Covid-19, подтвержденного ПЦР-тестом или анализом антител, развились проблемы со слухом, появились шум или звон в ушах и стойкое головокружение. У большинства пациентов была глубокая (свыше 90 децибел) или тяжелая (71-90 децибел) потеря слуха, за исключением двух людей (56-70 децибел и 24-35 децибел).

Симптомы лечили преднизоном или его комбинацией с дексаметазоном, после такой терапии у пациентов наблюдали полное или умеренное восстановление слуха. Ни у одного из этих людей вестибулярная дисфункция из-за Covid-19 не приобрела хроническую форму. По мнению ученых, вирус проникает в уши через евстахиеву трубу — канал, соединяющий полость среднего уха с носоглоткой. Также он может «выходить» через небольшие отверстия, окружающие обонятельные нервы: в итоге SARS-CoV-2 попадает в пространство мозга и инфицирует черепные нервы.

Хотя новое исследование подтверждает, что коронавирусная болезнь способна приводить к проблемам со слухом и вестибулярным аппаратом, пока не ясно, насколько такие симптомы распространены. В планах ученых — задействовать разработанные ими клеточные модели, чтобы протестировать возможные стратегии лечения инфекций внутреннего уха, спровоцированные возбудителем Covid-19 и другими вирусами.

Adblock test (Понравилась новость — поделитесь в соцсетях!?)