Модуль «Наука» и его носитель «Протон-М» вывезли на стартовый стол. Фоторепортаж

  • Автор:

В субботу, 17 июля, многофункциональный лабораторный модуль «Наука» прошел последний участок своего пути по земле. Его вывезли из монтажно-испытательного комплекса и доставили на стартовую площадку, где ракету «Протон-М» наконец привели в вертикальное положение. Начался заключительный этап предпусковой подготовки главной российской космической миссии если не последнего десятилетия, то уж 2021 года точно. Поскольку Naked Science удалось отправить на Байконур своего сотрудника, показываем вам этот увлекательный процесс буквально из первых рук.

До запланированного на 21 июля в 17:58 по московскому времени старта носителя тяжелого класса «Протон-М» с МЛМ-У «Наука» под обтекателем остаются считанные дни. Выявленные в начале месяца замечания устранены, модуль множество раз проверен, заправлен и теперь точно готов к запуску. Вывоз ракеты с интегрированной в нее полезной нагрузкой начался глубокой ночью — 17 июля около 4:00. К монтажно-испытательному корпусу (МИК) «РКК «Энергия» на территории космодрома Байконур подъехал специальный железнодорожный и спустя несколько минут к нему подцепили размещенный на поддерживающей конструкции «Протон-М».

Как только персонал площадки убедился в надежности всех соединений и безопасности выполнения дальнейших операций, состав тронулся. Такие многократные проверки будут происходить на каждом этапе — в подобных вопросах лучше «перебдеть, чем недобдеть». После вывоза ракеты из ворот, она остановилась и тепловоз с тремя платформами отцепился и уехал восвояси, задача транспортировки возложена на другой локомотив. Кстати говоря, узнать, почему процедура организованна именно так и зачем на первом этапе нужен тепловоз с тремя платформами, а далее все делает обычный маневровый локомотив не удалось. Эта загадка пока что останется неразгаданной.

Состав частично скрывается за воротами на несколько минут… / ©Naked Science, Василий Парфенов…а потом очень медленно выезжает и из МИК показывается обтекатель, под которым спрятана «Наука» / ©Naked Science, Василий ПарфеновВот уже виден весь «Протон-М» целиком / ©Naked Science, Василий Парфенов©Naked Science, Василий ПарфеновНа страже безопасности целой толпы журналистов, блогеров, сотрудников предприятий «Роскосмоса» и гораздо меньшей по размеру, но при этом отлично организованной группы специалистов, обеспечивающих транспортировку — спецслужбы в лице пожарной машины и двух неопознанных «буханок» / ©Naked Science, Василий ПарфеновПосле разворота двигателями носителя вперед перед составом на некотором отдалении движется еще один локомотив… / ©Naked Science, Василий Парфенов…перед которым идут саперы с кинологами. Некоторые из присутствующих пошутили, что ракета едет так медленно, дабы не обгонять усердно работающую овчарку / ©Naked Science, Василий ПарфеновИз-за строений показывается «Протон-М» в лучах восходящего солнца / ©Naked Science, Василий Парфенов©Naked Science, Василий ПарфеновРакету неизменно сопровождают охрана и спецслужбы / ©Naked Science, Василий Парфенов

По прошествии еще нескольких минут, прибыл второй тепловоз и путешествие «Протона-М» с «Наукой» продолжилось. Транспортировка носителя по железной дороге осуществляется с чрезвычайно небольшой скоростью — состав можно обогнать не самым быстрым шагом. Это необходимо, чтобы не допустить перегрузок и вибраций в направлении поперек оси ракеты, конструкция которой рассчитана на полет вверх, а не езду на боку. Примерно за полчаса диковинный поезд перешел на другую ветку и поехал уже в обратном направлении — двигателями ракеты вперед, как она будет становится на стартовый стол. Подробный фотоотчет об этой части путешествия «Науки» можно увидеть в галерее ниже:

Несмотря на то, что между МИК и стартовым столом всего несколько километров, почти готовая к полету ракета ехала до него несколько часов. Под палящим солнцем казахстанской степи «Протон-М» и «Наука» прибыли на пусковую установку №39 площадки №200. После остановки носителя в паре метров от финальной точки своего маршрута, к нему устремились технические специалисты. Они должны отсоединить от обтекателя шланги системы кондиционирования полезной нагрузки, а также выполнить несколько критических проверок. Все эти процедуры занимают около часа.

На пусковой площадке «Протон-М» выглядит уже совсем как дома, идеально вписываясь в антураж / ©Naked Science, Василий ПарфеновИсполинская передвижная башня обслуживания. Через несколько часов ей предстоит буквально обнять установленный на стартовом столе носитель, а пока она просто ждет поодаль / ©Naked Science, Василий ПарфеновПоследние метры. Хорошо виден выступающий из зеленой металлической пластины зацеп, на который и придется вся нагрузка от ракеты во время ее вертикализации / ©Naked Science, Василий ПарфеновПоследние метры. Хорошо виден выступающий из зеленой металлической пластины зацеп, на который и придется вся нагрузка от ракеты во время ее вертикализации / ©Naked Science, Василий ПарфеновКак только специалисты убедились, что состав надежно стоит на месте, специальная команда отправилась отключать систему термостатирования… / ©Naked Science, Василий Парфенов…а также проверять проводку и устанавливать заглушку на лючок доступа к ней… / ©Naked Science, Василий Парфенов…и устранять косметический недочет. Курьезный момент — по-видимому, из-за перепада температур недавно наклеенная эмблема миссии начала отходить от внешней поверхности обтекателя, так что для надежности ее дополнительно закрепили старым добрым скотчем / ©Naked Science, Василий ПарфеновТранспортно-пусковой агрегат соединен с подъемным устройством / ©Naked Science, Василий ПарфеновСпецслужбы по-прежнему на страже безопасности. Только теперь у них еще и условия работы хуже всех — в тенек не отойти, форму не снять / ©Naked Science, Василий ПарфеновСостав уезжает, ракета готова к подъему / ©Naked Science, Василий ПарфеновПроцесс пошел… / ©Naked Science, Василий Парфенов…и через пару десятков минут завершился. Уместить эту махину в кадр, при этом не выходя за разрешенную площадку — та еще задачка / ©Naked Science, Василий Парфенов

Затем состав распадается — тепловоз и вагон с оборудованием для кондиционирования отъезжают, а в двух шагах от стартового стола остается только ракета на поддерживающей конструкции. Чтобы начать процесс приведения носителя в вертикальное положение (вертикализацию), осталось выполнить еще несколько важных действий. Сначала гигантский вагон-ферму, на котором расположился «Протон-М», подтягивают еще ближе к месту установки — это последние метры, которые ракета космического назначения проходит по земле. Когда это происходит, подъемный механизм стартового стола попадает в зацепление с фермой под ракетой.

Наступает момент последней проверки: пальцы-захваты, удерживающие носитель сначала разжимают, а затем возвращают в исходное положение. После этого начинается подъем. Он длится довольно долго и также разделен на этапы. Поначалу ракета двигается вверх совсем медленно, если не присматриваться — кажется, будто она вовсе не поднимается. Но несколько позднее скорость заметно возрастает, пока «Протон-М» не становится почти вертикально. Тогда подъемный механизм снова замедляется на последние градусы поворота носителя в пусковое положение.

На этом зрелищный процесс завершается. Специалистам предстоит еще множество проверок, а когда они завершатся к «Протону-М» с «Наукой» устремится колоссальных размеров передвижная башня обслуживания. С ее помощью продолжится предпусковая подготовка: тесты и мероприятия, связанные с системами телеметрического контроля, управления ракетой-носителем, средствами наземных измерений, а также снятие защитно-предохранительных элементов. Если все пойдет по плану, последний крупный модуль российского сегмента Международной космической станции устремится ввысь через четыре дня.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.

Закладка

Скопировать ссылку

Печать

Adblock test (Понравилась новость — поделитесь в соцсетях!?)

Похожие записи:

  • Нет похожих записей

О сайте

Ежедневный информационный сайт последних и актуальных новостей.

Комментарии

Посетители