Ослабление карантина "оживило" к…

Банки сохраняют позитивны…

Женщин-финансистов в Украине бол…

Самые высокие оклады имею…

Разумков сообщил, когда Рада нач…

Спикер не исключает, что …

Китайские ученые подтвердили свя…

Новое исследование продем…

Физики распечатали самую маленьк…

С помощью 3D-печати учены…

Daimler напоминает, кто был перв…

Первый автомобиль в виде,…

Найдено подтверждение повышенной агрессии у степных кочевников

Международная группа исследователей из Швейцарии и России изучила останки степных кочевников из захоронений в Республике Тыва. Ученые пришли к выводу, что эти народы были агрессивны — не только по отношению к мужчинам, но и к женщинам, и детям. На многих скелетах найдены следы обезглавливания, скальпирования и перерезания горла.

Работа опубликована в American Journal of Physical Anthropology. Древние историки описывают степных кочевников, например скифов и сарматов, как жестоких людей, которые много воевали и грабили соседние народы. Однако исследований на тему их агрессивности мало.

Международная группа ученых под руководством специалистов из Бернского университета (Швейцария) и Института материальной культуры РАН решила выяснить, какие конкретно методы насилия практиковали кочевники из Южной Сибири в II-IV веках нашей эры.

Богатым археологическим материалом в этом смысле обладает Республика Тыва: там находятся множество памятников времен палеолита, погребальные сооружения поздней Античности, а также свидетельства культуры скифов.

Курган Туннуг / ©www.nkj.ru

Одно из самых ранних из известных погребений скифской культуры в Сибири, Туннуг, было открыто в 2017 году. По оценкам ученых, курган возвели в самом начале формирования скифской общности — не позднее 833-800 годов до нашей эры (это показал анализ деревянных конструкций кургана). Он представляет собой богатое захоронение скифских вождей.

На периферии кургана обнаружены также более поздние захоронения, датируемые первыми веками нашей эры. В этом месте нашли останки 87 человек, часть из которых имела следы насилия, связанные не только с военными действиями, но, как полагают ученые, и с ритуальной практикой.

Таким образом, исследование показало, что 22 человека из погребений стали жертвами межличностного насилия, связанного в основном с рукопашным боем и завершившегося обезглавливанием. Как правило, следы насильственных действий имеют скелеты мужчин (независимо от возраста), но не только — среди жертв найдены останки женщин и детей.

На некоторых скелетах есть следы перерезания горла и скальпирования. По словам ученых, это может свидетельствовать не только о грабительских набегах, но и о ритуальных убийствах, и коллекционировании военных трофеев. В целом исследователи оценивают уровень агрессии у людей из захоронений в Туннуге как высокий, а первые века нашей эры на территории Южной Сибири — как период политической нестабильности.