Подо льдом Гренландии обнаружили остатки растений

Международная группа ученых выяснила, что под ледяным щитом Гренландии, вероятно, еще миллион лет назад присутствовала таежная растительность.

Работа опубликована в Proceedings of the National Academy of Sciences. В 1966 году американские военные пробурили отложения в ледяном керне на северо-западе Гренландии, в 120 километрах от побережья. Длина керна составила почти 1,4 километра. Тогда отложения в 4,5 метра просто убрали в морозильную камеру, а затем случайно обнаружили в 2017 году.

В 2019-м ученый из университета Вермонта (США) Эндрю Дж. Христос решил взглянуть на них в микроскоп. Какого же было его удивление, когда он увидел не песок и щебень, а остатки листьев и веток. Позже к нему присоединились специалисты из университетов Буффало, Юты, Пердью, Колумбийского (США), Копенгагенского (Дания), Манитобы (Канада), Лотарингии (Франция) и Свободного университета Брюсселя (Бельгия), чтобы внимательно изучить находку — единственные в своем роде ископаемые отложения со дна ледяного гренландского щита.

Исследователи использовали передовые методы изучения керна, которые были недоступны ученым в середине прошлого столетия. В том числе они проанализировали соотношение изотопов, которые образуются в кварце только тогда, когда он находится под открытым небом. Обычно лед разрушает все на своем пути, превращая растения в кашу, но в этом случае сохранность их оказалась крайне высокой.

Благодаря этому ученые выяснили, что в какой-то период за последний миллион лет Гренландия полностью была освобождена от ледяной корки и на ней, вероятно, даже произрастал таежный лес. А ведь предполагалось, что ледяной щит острова сохранялся даже в периоды межледниковья. По мнению исследователей, это указывает на то, что остров очень быстро реагирует на любые изменения климата и из-за антропогенного воздействия может потерять весь свой лед: а это вызовет серьезное повышение уровня океана и затопление прибрежных городов.