Ученые зафиксировали необычную активность черной дыры в центре Млечного Пути

Сверхмассивная черная дыра Стрелец А*, располагающаяся в самом центре Млечного Пути, на расстоянии 25 тысяч световых лет от Земли, и обычно представляющая собой пассивно мерцающий объект, стала в 75 раз ярче. Как заявил астрофизик из Калифорнийского университета Туан До, работающий в Обсерватории Кека на Гавайях, такого явления не было зафиксировано за все 20 лет изучения Стрельца А*.

Подробнее об исследовании можно прочитать на сайте препринтов arXiv.org.

По словам ученого, вечером 12 мая он заметил необычайно яркое пятно и сначала решил, что свет излучает звезда S2, соседствующая со Стрельцом А*. Однако вскоре он понял, что свет исходит именно от черной дыры.

На видео, опубликованном До, заметна яркая светящаяся точка — это пыль и газ, циркулирующие вокруг Стрельца А*.

Here’s a timelapse of images over 2.5 hr from May from @keckobservatory of the supermassive black hole Sgr A*. The black hole is always variable, but this was the brightest we’ve seen in the infrared so far. It was probably even brighter before we started observing that night! pic.twitter.com/MwXioZ7twV

— Tuan Do (@quantumpenguin) 11 августа 2019 г.

Как предположил астрофизик, причиной такого свечения стало то, что годом ранее соседка Стрельца А* S2 вращалась вокруг черной дыры: это могло нарушить диск газа вокруг черной дыры, в результате чего он нагрелся. Либо черной дыры достигла часть облака газа G2, которое сблизилось с ней на опасное расстояние еще в 2014 году.

«Вероятно, звезда S2, когда она прошла вблизи черной дыры в прошлом году, изменила метод, посредством которого газ попадает в черную дыру, поэтому сейчас на него начало поступать больше газа», — добавил ученый.

Способ точно узнать, в чем причина таких изменений в яркости черной дыры, — получить больше данных. И, как сообщили ученые, в ближайшие недели они будут заниматься более подробными наблюдениями, чтобы выяснить, что произошло со Стрельцом А*.

На прошлой неделе ученые, изучающие гравитационные волны, разработали новую модель, которая может помочь астрономам отследить происхождение систем тяжелых черных дыр во Вселенной.