Врачи рассказали о росте заболеваемости раком молочной железы
Каждая десятая женщина будет страдать им в течение жизни
По данным ВОЗ, к 2040 году количество пациентов с раком молочной железы (РМЖ) увеличится на 40% и составит до 3 млн новых выявленных случаев в год, а умирать от РМЖ будет около миллиона человек ежегодно. И все же сегодня РМЖ — одно из самых хорошо изученных и поддающихся лечению заболеваний, особенно при обнаружении на ранних стадиях. И если в период ковида в России резко выросло количество запущенных случаев РМЖ, сейчас ситуация вернулась к допандемийным показателям.
Сегодня РМЖ — самое распространенное злокачественное новообразование (ЗНО) женщин, его доля в структуре женских ЗНО доходит до 22,5%. Средний возраст постановки диагноза — 62 года. Как рассказала профессор, заведующая отделением противоопухолевой лекарственной терапии №1 НМИЦ онкологии им. Н.Н.Блохина Елена Артамонова, в 2023 году в России выявлено 81,7 тысячи случаев РМЖ, что на 8 тысяч больше предыдущего года. А 10 лет назад заболевало лишь около 60 тысяч человек в год. «Однако сегодня 75% случаев болезни мы выявляем на 1–2-й стадии, а это пациентки, которые могут и должны быть вылечены, если это не редкие случаи крайне агрессивных опухолей», — говорит профессор Артамонова.
«Еще лет десять назад пациенток с опухолями в 5 мм, как в Европе, у нас не было, были в основном пациентки с огромными новообразованиями. Сейчас пациентки стали внимательнее относиться к своему здоровью, и мы все чаще видим женщин с первыми стадиями РМЖ», — отмечает врач-онколог Павел Колосов.
По словам Елены Артамоновой, количество пациенток с третьей стадией неуклонно снижается: «После ковида мы впервые отмечаем позитивный тренд на снижение доли метастатического РМЖ. Во время пандемии у нас резко вырос показатель случаев неизлечимого рака — таких пациенток было выше 8%. Сейчас мы вышли на доковидные показатели и даже ниже — чуть выше 4%».
Эксперты отмечают, что уже многие годы в России проводится популяционный скрининг РМЖ — после 40 лет каждая женщина должна пройти маммографию. И все же эта диагностика доступна не всем. Как рассказывает Павел Колосов, все меньше в своей практике врачи-онкологи встречают женщин… без грудных имплантов. По его оценкам, сегодня имплант стоит у каждой второй пациентки онколога. А при наличии имплантов рентгеновская маммография не показана — во-первых, она будет не информативна; во-вторых, может повредить имплант. Таким пациентам показано МРТ. Кроме того, МРТ выполняют для скрининга людям из группы высокого риска по РМЖ (с наследственными формами) или при рецидивах заболевания.
Елена Артамонова напоминает, что каждая десятая женщина будет иметь РМЖ в течение жизни. В группе риска не только те, кто имеет семейный анамнез по РМЖ или раку яичника, влияют и образ жизни, поздняя беременность и роды, ранние месячные и поздняя менопауза, гормональные воздействия. «Мнение о влиянии алкоголя постоянно меняется», — уточняет профессор Артамонова.
Женщинам, в роду которых было два кровных родственника с РМЖ (особенно диагностированного до 50 лет), рекомендуется пройти и генетическое тестирование — на мутации в генах BRCA1/2. Недавно проверенное в 9 странах мира (включая Россию) исследование MAGENTA показало, что более трети пациентов с уже установленным диагнозом, опрошенных у нас в стране, о генетическом тестировании даже на знают, а пройти им его никто не предлагал. «Конечно, большому пулу пациентов не показана генетическая диагностика. Например, 65% пациенток имеют гормонзависимые опухоли, которые не нуждаются в определении мутаций. Печально, но иногда приходится силой тащить пациенток на тестирование, особенно перед операцией, когда генетический тест может повлиять на объемы операции», — рассказывает профессор Артамонова.
Доктор Колосов отмечает, что при этом есть немало людей, которые решают пройти тестирование самостоятельно, на основе почерпнутой информации в Интернете, — и они идут в ближайшую лабораторию: «А в тесте может быть всего 6 или 8 мутаций в генах ВРСА, тогда как реально повреждений может быть до 80. Онкогенетика — развивающаяся наука. Есть и другие гены, не только ВРСА, которые также определяют наследственный РМЖ или рак яичников. Раньше считалось, что мужчины лишь переносчики этих мутацией, и страдает только их женское потомство. Но потом оказалось, что те же мутации у мужчин тоже вызывают наследственные раки — простаты, поджелудочной железы».
Что касается лечения, то появления новых препаратов (таргетной терапии, иммунотерапии) прогнозы пациенток резко улучшили. По статистике, 9 из 10 пациенток будут живы спустя 5 лет после постановки диагноза. Эксперты говорят, что в России многие такие препараты зарегистрированы и доступны. Заведующая отделением дневного стационара Московской городской онкологической больницы №62, врач-онколог Анастасия Данилова напоминает, что генетическое тестирование проводят только с 18 лет. «Да, заболеваемость растет, но даже при выявлении у большинства все будет хорошо. И если женщину что-то тревожит, надо бежать к врачу, а не бояться. Страх — основная причина поздней диагностики рака и неблагоприятного прогноза», — советует доктор Данилова.
ФАКТОРЫ РИСКА РАЗВИТИЯ РАКА МОЛОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ
Гинекологические
— малое число родов
— аборты
— отказ от кормления грудью
— использование оральных контрацептивов
Поведенческие
— Курение в течение 10 лет и более увеличивает риск возникновения рака молочной железы на 10%
Ожирение
— Гормональные факторы и факторы избыточного веса — это основные факторы, приводящие к возникновению РМЖ.
Генетические
— Порядка 10% всех случаев рака молочной железы имеют наследственную природу. Большая часть из них связана с мутациями в генах BRCA1 и BRCA2.
Источник: www.mk.ru
Свежие комментарии